Наверное, все мы, хотя бы раз в жизни, ездили на троллейбусе. Но многие ли задумывались, на каком именно? Кто его сконструировал? Какой завод его выпустил? Что в нем хорошо, а что можно улучшить? Подобными вопросами в большинстве своем озадачиваются директора предприятий ГЭТ и работники департаментов транспорта - именно они решают, какие именно модели троллейбусов будут возить вас по городу. Решение ответственное, что и говорить, ведь век такой машины - не менее 14 лет.
Первым делом, разумеется, просматривают лучшие образцы, как правило, зарубежные. Но они редко устраивают своей ценой - за максимальный комфорт и надежность требуют максимальные деньги. Дешевые же троллейбусы неудобны и чаще выходят из строя. Постепенно, в процессе долгого отбора и выявляются модели "золотой середины". Одной из компаний, троллейбусы которой неизменно попадают в этот список, является ОАО «Башкирский троллейбусный завод».
В прошлом году завод отметил свое тридцатилетие. До 1980 года на Уфимском ремонтном трамвайно-троллейбусном заводе, как называлось это предприятие, занимались только капитальным ремонтом. Первый уфимский троллейбус был произведен в 1998 году и сразу получил высокую оценку специалистов. Так начался серийный выпуск электрического транспорта, а предприятие стало называться Башкирским троллейбусным заводом. С тех пор уфимские троллейбусы возят людей более чем в 50 крупных городах России и стран СНГ. Основное направление деятельности завода на текущий период - производство троллейбусов, кузовов троллейбусов, запасных частей для городского пассажирского электротранспорта.
Генеральный директор ОАО «БТЗ» И.Н. Нечипоренко:
«С каждым годом на дорогах ваших
городов будут появляться все новые и
новые троллейбусы Башкирского
троллейбусного завода, которые докажут,
что наш завод выпускает все больше
комфортабельных, красивых и удобных
машин, потому что мы работаем под
главным девизом:
«Безопасность. Надёжность. Комфорт».
Ну а троллейбусы? - спросите Вы. Какие же у них троллейбусы?
Машины, выпускаемые БТЗ, отличаются от привычных нам большей плавностью хода, лучшей шумоизоляцией, повышенным комфортом (в том числе и для водителя - у него теперь есть отдельный вход в просторную кабину и дополнительный отопитель). При производстве кузовов на заводе отказались от обычного железа - теперь их делают из оцинкованного листа. Причем боковые листы теперь не сваривают, а проклеивают высокопрочным швейцарским клеем.
Новые троллейбусы, ко всему, еще и экономичнее - для работы тягового электродвигателя с асинхронным приводом требуется до 40 процентов меньше электричества, чем для любого другого, например, реостатного - такие ставились на старые троллейбусы. Вдобавок он рекуперирует (возвращает в сеть) энергию при торможении - то есть она распределяется между движущимися в данный момент по линии машинами. Кроме того, у компании есть свои ноу-хау в области сохранения тепла в салоне - ведь при открытии дверей на остановках до 80 процентов теплого воздуха выходит наружу. Теперь мамы с маленькими детьми и инвалиды-колясочники могут без посторонней помощи подняться в салон - троллейбусы БТЗ оборудованы выдвижными пандусами.
По периметру завода протянуты троллейбусные линии электропередачи - на этом испытательном полигоне каждый троллейбус должен пройти не менее 50 км перед отгрузкой его потребителю.
Сегодня предприятие выпускает троллейбусы трёх моделей БТЗ 52767, БТЗ 52765 на базе кузова НЕФАЗ-5299Т и БТЗ 52763 низкопольный. По заказу новые троллейбусы оснащаются регистратором расхода электроэнергии, кондиционером для водителя, информационной системой на блинкерных или светодиодных матрицах, системой автоматического радиооповещения, аппаратурой спутниковой навигации «ГЛОНАСС»,противопожарным устройством с высокоэффективной системой пожаротушения, системой видеонаблюдения.
Ещё одним из направлений завода является капитально-восстановительный ремонт троллейбусов с полной заменой кузова и установкой системы управления тяговым двигателем на IGBT-транзисторах.
Вот он какой, троллейбус мечты: